Om Ah Hum Vajra Guru Padma Siddhi Hum
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [5]
Форма входа


Ранджунг Еше Радио в поддержку строительства
Буддийского Храма "Тубтен Линг" в Подмосковье

Главная » Статьи » Статьи

Принимая эмоции как путь:Цвета и элементы в Тантрической психологии
ПРИНИМАЯ ЭМОЦИИ КАК ПУТЬ
Цвета и элементы в Тантрической психологии

Изложено Нгакчанг Ринпоче и Кандро Дечен
Англо-русский перевод - Бодхичен.

Только через прямой опыт мы можем воспринимать мир по-другому. Философские
спекуляции и интеллектуальные предположения, которых нет в опыте, не могут
быть интегрированы в наше фундаментальное восприятие мира, - они останутся
всего лишь абстракциями. Таким образом, непосредственный опыт практики
медитации есть сущность всех методов реализации Буддийского воззрения. Так,
развивая практику медитации, мы становимся прозрачными для самих себя и
наблюдаем механичность нашего шаблонного восприятия.

В соответствии с воззрением Тибетской Тантры, существует три сферы
существования: окружающий нас внешний мир, внутренний мир нашего восприятия и
пространственный континиум, который проникает и охватывает обе эти сферы.
Пространственный континиуем проявляет себя как Пять Природ изначальной
энергии, которая создает базис элементов, как внешних так и внутренних
феноменов. Эти природы таковы: твёрдость или земля, текучесть или вода, жар
или огонь, подвижность или воздух, и пустота или пространство без содержимого.
Основная цель Тантры это преображение, которое в противоположность тенденции
избавляться от проблем, использует трансформацию их неотъемлемой просветленной
энергии.

Тантра видит нас как бытийствующих символов нас самих, то есть не как какие-то
реальные объекты, а просто как пёстрое проявление колебаний свободной энергии,
которая полностью реальна. Просветленные существа, которыми вы являетесь и
являлись всегда - вот что реально, а не набор неврозов, тревог и привычек,
которые нам всем так знакомы. Так, шаблон и индивидуальный характер наших
психологических и эмоциональных рамок весьма 'сивмоличен', в том смысле, что
символизирует нашу собственную просветленную природу способом, который
обретает форму одной или нескольких природ элементов: земли, воды, огня,
воздуха и пространства.

Наша проявленная индивидуальность собирается из 'энциклопедии' символов нашей
просветленной природы.

Каждое состояние ума, в котором мы страдали или страдаем, прямо связано с
аспектом присущей ему свободы недвойственной игры пяти свободных элементов.
Тантрические методы обнаруживают ум изначально свободным (освобожденный
символами), и эта полная открытость ума должны быть скорее лично раскрыта, чем
создана. Здесь нет концепций, по которым личности следует искусственно
перестраивать себя в соответствии с правильными духовными философскими
установками, где всё строится на интеллектуальных утверждениях или же
основанном на желании мышлении, или на наивном идеализме, нежели на прямом
опыте. И хотя взгляд нашего искаженного шаблонного восприятия, которым мы
руководствуемся, может быть позитивной проекцией, если он будет оставаться
только в рамках теории, то это не принесет никакой пользы.

По мере того, как мы будем способны прямо обнаруживать наше шаблонное
восприятие, мы будем понимать, является ли то, что мы ощущаем, почувствовано
сердцем или создано интеллектом. Когда мы способны наблюдать самих себя в
процессе деятельности, другие люди также будут становиться прозрачнее, и это
поможет нам в проявлении сострадательных откликов, на более ограниченные
взгляды. Излечивая себя, нам необходимо существенно развивать ясность и
самонаблюдение, если мы хотим способствовать исцелению других.

Для рассмотрения основной методологии использования эмоций в качестве пути,
нам необходимо некоторое понимание тантрических взглядов, с которых люди
видятся как имеющие недостаток психологического здоровья и свободы. В
тибетской медицине, первой посылкой к действию врача, является признание
пациентом своей болезни. Отношения врача и пациента в значительной мере
строятся на том, что тибетские врачи осознают себя как имеющие особенное
знания того, как избавить других от более тяжелых внешних проявлений их
болезни - болезни двойственности. Эта двойственность созданного умом
разделения пустоты и формы, постоянно возникает из пустоты, и обратно
растворяется в пустоте. Когда мы разделяем пустоту и форму, отбрасываем
пустоту, отдавая предпочтение форме, мы впадаем в двойственность. Это
случается каждый раз, когда мы реагируем не в соответствии с сущностной
пространственной природой бытия, в том плане, что не может принимать
сущностную пространственную природу как пустоту. Эта неверная реакция
оказывается нашей 'типичной человеческой привязанностью', и сообразно
развивает пять характерных шаблонов искаженного восприятия. Характеристики
этих пяти шаблонов определяются свойствами пяти элементов, в том виде как они
проявляется в качестве нашей эмоциональной/психологической энергии.

Все эти неверные и слабо-адаптивные поведенческие шаблоны являются способами
или сценариями, которым следует лично каждый из нас, и исполняет их, для
создания чувства комфорта и безопасности. У всех нас есть эти философии
восприятия и, в конце концов, хотя мы и можем считать себя гармоничными, и
эмоционально стабильными людьми, мы все являемся объектами для постоянных и
досаждающих 'уколов жизни', чем бы нам на самом деле быть не хотелось. Люди,
которых мы можем описать как эмоционально и психологически нестабильных или
расбалансированных, имеют менее сложные 'философские шаблоны', и действуют
впадая в крайности, которые могут приводить к нелепостям или трагедиям. Если у
нас есть такие проблемы, то это по тому, что наши жизненные обстоятельства
'настроились' против нашей интеграции во всё разрастающиеся искаженные
'философии восприятия'. Для того чтобы избавиться от этих бесполезных
'умений', сначала нам необходимо рассмотреть некоторую пользу, которые мы
получаем, полагаясь на них.

Эти ограниченные выгоды берут начало в нашей искаженной реакции на 'сущностную
пространственность бытия', и каждая характеризуется качествами пяти элементов.
Исследование природы каждого привычного шаблона восприятия требует
рассмотрения природы и функционирования естественных элементов. С
интеллектуальной точки зрения, психология Тантры очень красочна и поэтична,
так как она проводит 'аналогии' между элементами и состояниями ума, с которыми
они связаны. Однако для практика Тантры это не аналогии, а динамически
переплетенная с жизнью конфигурация. Система элементов и их соответствующие
психологические и эмоциональные составляющие позволяют практикующему видеть
феноменальный мир как помогающее на пути учение. Мы рассмотрели эти идеи более
полно и менее сжатым языком в 'Спектре Блаженства' (Ngak'chang Rinpoche &
Khandro Dechen, Aro Books, 1997).

Давайте теперь посмотрим на эти пять искаженных шаблонных реакций. Проявление
искаженного элемента Земли выражается в чувстве собственной ничтожности и
неуверенности, и в качестве компенсации мы начинаем культивировать твердость и
силу. Появляется необходимость окружать себя внешними атрибутами богатства и
доминирования, тем самым, прикрывая наше глубоко сидящее чувство бедности и
ничтожества. Для компенсации этой пустоты, мы становимся строителями империй,
накапливая богатство и убедительные оценки того, кем мы являемся в контексте
статуса, собственности, контроля, славы и доминирования. Конкретность и
упрямство определяют твердость наших рамок - территориализм и высокомерие
приводят нас к дальнейшему антисоциальному и эгоистичному поведению.

Искаженный элемент Воды в изначальном пространстве бытия проявляется как
страх, и для его преодоления мы выбираем агрессию, в которой чувствуем
необходимость в нападениях и ругани. Эта необходимость питает нашу ненависть и
чувство возмущения, и теперь мы видим мир как арену боевых действий. Мы
начинаем полагаться на эмоциональные атаки как на эффективные средства
сдерживания страха внутри. Если мы чувствуем себя бессильными, мы считаем
необходимым вооружиться физическим, интеллектуальным и эмоциональным оружием.
Мы непропорционально усиливаем 'ударный потенциал' других, так как
идентифицируем их с пространственностью, которую боимся. Мы быстро начинаем
'понимать', что нападение это лучшая защита. Но когда мы чувствуем себя
сильными и уверенными, мы можем позволить себе мягкость и безразличие.

Искаженный элемент Огня в изначальном пространстве бытия проявляется как
чувство изоляции и одиночества, и направление, которое мы выбираем, сводится к
принуждению совершенствовать и упрочнятся в приятной привязанности к людям,
местам, вещам и идеям. Мы видим наш мир как эмоциональную пустыню и пытаемся
наполнить наше одиночество беспорядочным схватыванием переживаний единства с
любым объектом, на котором останавливается наше блуждающее внимание. В
некоторых случаях, этот шаблон подобен при расстройствах элемента Земли,
однако при нем мы ощущаем только пустоту и ненасытность в процессе накопления
и обогащения, в то время как при расстроенном элементе Огня, мы переживаем
пустоту изоляции и разделения после достижения цели. При расстройствах
элемента Земли, мы неверно интерпретируем обнаруживаемую пустоту и
невещественность, как необходимость дальнейшего насыщения, и начинаем искать
более сильную защиту и ограждения для нашей личностной реальности. Однако при
расстройствах элемента Огня, мы неправильно понимаем обнаруживаемую изоляцию и
отчужденность, как необходимость скорейшего воссоединения с любыми возможными
соблазнами.

Расстроенный элемент Воздуха в изначальном пространстве бытия проявляется
как беспочвенная тревога, и мы начинаем вовлекаться в само-порождающие
подозрения, которые нарастают таким образом, что заставляют нас и в дальнейшем
их наращивать, что кажется нам единственным выходом. Мы начинаем подозревать,
что различные неблагоприятные обстоятельства нарастают, рождаясь из зловещей
неизвестности, и вот-вот, должны на нас обрушится не известно когда. Мы теряем
всякое чувство стабильности, мы чувствуем, что любое конкретное чувство,
которым мы манипулируем для защиты от угрозы ничтожно в сравнении со скрытой
опасностью, затаившейся в этой пугающей пустоте. Мы становимся напряженными,
взволнованными и гиперактивными, постоянно перемещая наше внимание, пытаясь
держать под наблюдением всё сразу. Нам неизвестно, в какое мгновение нас могут
обмануть или предать, если мы потеряем бдительность. При этом наши переживания
изменяются от зависти и ревности до подозрительности и паранойи, и, в конце
концов, доходят до психоза. В некоторых случаях, похожее встречается и при
расстроенном элементе Воды, но тогда мы боимся прямой и очевидной угрозы, в то
время как при расстройстве Воздуха, наш страх приобретает формы неуверенности,
с неврозами исходящими из незнания того, как и когда ожидаемое несчастье
проявится. Так, вместо реакции на актуальные и очевидные угрозы, мы
вовлекаемся во всяческие очень напряженные спекуляции. Механизм защиты
связанный с элементом Воды, очень прямой и жестокий, в то время как защита,
связанная с элементом Воздух значительно более сложная, запутанная и непрямая.
При этом совершенно отсутствует доверие к чему-либо, мы даже не будем способны
дать отпор, так как будем постоянно делать переоценки и перепроверки. Мы
становимся одержимыми судорожным анализом всевозможных скрытых возможностей
для действий против нас. Этот неадекватный способ защиты характерный для
элемента Воздух, можно сравнить со всё более и более глубоким и скрытым
поиском угрозы, в добавок ко всё более глубокому анализу способов защиты.

Реакция на основании расстроенного элемента Пространства фундаментальна и
лежит в основе всех остальных четырех проявлений, потому как это изначальное
заблуждение дает основу проявления остальных четырех, и становится тем, где
они затем исчезают. Это шаблонное расстройство выражается в неизмеримой боязни
простора пространства. Направление, которое мы выбираем в противоположность
этому, может быть лучше названо как чувство полного отсутствия способности
выбирать какое-либо направление, мы становимся беспомощными и подавленными. Мы
отгораживаемся от внешнего мира и становимся интровертами, замкнутые в самих
себе, мы претворяемся слепыми, глухими, нечувствительными к любому опыту и
переживаниям, и пытаемся найти убежище в забвении.

Эти пять искаженный шаблонных реакций сосуществуют друг с другом и даже
наиболее 'здоровые' люди имеют эти, сбалансированные друг с другом шаблоны,
что делает их проявления менее мучительными. Некоторые 'здоровые' люди имеют
разбалансированные один или несколько шаблонов, однако их энергия создает
качества, возможности и таланты, также как и разрушительные привычки и
тенденции. У некоторых людей дисбаланс намного значительнее, который
подогревается различными внешними обстоятельствами, и мы называем их
эмоционально расстроенными и психологически раздраженными. Но каков бы не был
дисбаланс, сущность тантрической психологии в том, что наши расстроенные
элементные реакции на пространство, динамически объединяются с нашими
освобожденными потенциальностями.

Территориализм, вызванный неврозом от искаженного элемента Земля может быть
преображен в безобъектную благодарность или безграничную щедрость. Агрессия от
искаженного элемента Воды может быть преображена в ясность и самонаблюдение.

Наваждение от расстроенного элемента Огня может быть преображено в активное
сострадание - в страсть за пределами страсти. Паранойя от расстроенного
элемента Воздух может быть преображена в необусловленную уверенность и
самодостаточность. А навязчивая депрессия искаженного элемента Пространства
может быть преображена в вездесущую сознательность и всеобъемлющую
осознанность.

Элемент / Обыденная реакция / Отклик на реакцию / Плод преображения.
Земля: Чувство ничтожности / Культивация солидности и силы/Равностность
Вода: Страх, бессилие / Агрессия, безрассудство / Ясность
Огонь: Изоляция, одиночество / Цепляние за приятное / Сострадание
Воздух: Тревога, уязвимость, паранойя / Чрезмерный анализ / Уверенность
Пространство: Чувства перегруженности / Апатия, депрессия / Обширная
осознанность

С этой моделью извращенной философии восприятия и привычных эмоциональных
шаблонов (как расстройств освобожденной энергии наших эмоций) мы можем увидеть
себя в другом свете. Болезненные аспекты нашей эмоциональной личности, равно
как и приятные, являются дверьми к нашему освобожденному потенциалу.
Практическое знакомство с Тантрическим взглядом на эмоции позволяет нам в себе
распознать множества живых и открытых качеств в том, что было сведено до
уровня обычной эмоциональности.

Если на мгновение мы внимательно всмотримся в гнев, то сможем увидеть
множество качеств ясности, в искаженных, но всё еще узнаваемых отражениях.
Гнев может быть очень интеллектуальным, часто в состоянии гнева мы
демонстрируем свои повышенные способности остроумия и памяти. Сарказм может
бить в цель с необычайной скоростью и точностью. Мы видим уязвимые места в
других и совершаем выпады на них с хирургической точностью нашей ненависти.

Рассматривая наши эмоции как 'отражения' полей свободной энергии, наш метод
освобождения состоит в том, чтобы иметь прямой контакт с эмоциональными
энергиями, нежели спускаться на уровень реакций, которые вовлекают нас в
подавленность или рассеянность.

Эти три сходных метода работы с эмоциями связаны с трёмя двойственными
тенденциями: влечением, неприязнью и безразличием. Это способы, которыми мы
реагируем на всё, что проявляется, тем самым 'прячась' от пространственного
существования. Влечение, неприязнь и безразличие поддерживает производство
наших мотиваций, пока мы отождествляем неотъемлемое пространство бытия с
небытием, и пока мы придерживаемся концепции единственной возможности
реагировать только этими трёмя способами. Мы постоянно осматриваем горизонты
нашего восприятия для того, чтобы расставить соответствующие точки и доказать
себе, что врожденная открытость и пространственность бытия вымысел. Так мы
привязываемся ко всему, что позволяет нам испытывать чувства уверенности,
постоянства, обособленности, продолжительности и определенности (что
соответственно является природами земли, воды, огня, воздуха и пространства).
Мы отвергаем всё то, что противоположно и безразличны к тому, чем не можем
манипулировать. Эта плотная паутина мотиваций и шаблонных восприятий настолько
прочна, что почти полностью ограничивает естественное сияние нашего бытия. Мы
не можем избавиться от причин болезненных ощущений, подавляя их, выражая их
или же пытаясь их рассеять.

Многие люди обнаруживают, что например беспрепятственно выражая свой гнев, они
преодолевают такие проблемы как депрессия (которая может быть вызвана
подавлением чувства гнева), но это приводит к ошибочному взгляду будь-то бы
выражение гнева способствует здоровью. С Тантрической точки зрения, выражение
гнева приводит только к усилению искаженного восприятия и создает дальнейшее
препятствия для освобождения энергии этой эмоции. Выражение гнева только еще
больше обуславливает нас шаблонами восприятия, инициируя гневную реакцию более
часто и в более разных ситуациях. Проще говоря, если мы считаем наш гнев
здоровым освобождением чувств, мы просто приучаемся быть более гневными
людьми. Мы избегаем побочный эффект от подавления, но получаем побочный эффект
от выражения. Рассеивание гнева, равно как и любой другой эмоции, менее
вредно, однако это не затрагивает корня проблемы. Поэтому пока проблема не
будет решена непосредственно, эмоции, вызванные обстоятельствами, всегда будут
заново возникать, провоцируя одну из пяти наших искаженных реакций.

Практика медитации в контексте включения эмоций в Путь, даёт нам другую
возможность. Эта возможность подразумевает ни подавление, ни выражение и не
рассеивание нашей эмоциональной энергии. И когда мы отбрасываем нашу
концептуальную опору, мы можем ясно и открыто всмотреться в физическое
ощущение эмоции. Это то, что можно назвать как 'смотрим прямо в лицо возникшей
эмоции для реализации её пустой природы' . Это тот момент, когда медитация
становится сущностным аспектом нашего способа исследования. Та форма
медитации, которую мы здесь обсудим, исходит из системы называемой Трекчод,
что означает 'взрывая границы обусловленной реальности'. В данном случае
Трекчод состоит в обнаружении присутствия осознанности в измерении восприятия
эмоции, которую мы переживем. Проще говоря, мы обнаруживаем локализацию эмоции
в теле (она может быть как локальна, так и пространна). Это то место, где мы
чувствуем эмоцию как физическое ощущение. Затем мы позволяем эмоции развиться
и охватить нас, и мы сами становимся эмоцией. Мы перестаем быть наблюдателем
эмоции. Мы прямо смотрим в лицо возникающей эмоции с такой отдачей, что все
чувства разделения между наблюдателем и наблюдаемым растворяются, и мы
постепенно начинаем становиться прозрачными для самих себя. Через это,
искаженная энергия наших эмоций освобождает сама себя. В терминах Трекчод это
называют так: 'сама себя освобождает от себя' и 'возвращается в свое
собственное состояние'. Для того чтобы использовать медитацию данным образом,
нам необходимо развивать способность отбрасывать навязчивую привязанность к
интеллектуальным или концептуальным интерпретациям, как ключевую способность,
на которую будет опираться наше чувство бытия. Проще говоря, нам необходимо
уметь непосредственно пребывать в нашем собственном пространстве восприятия
без манипулирования тем, что возникает, и как следствие исчезает. Нам
необходимо пребывать с умом свободным от концепций, однако, полностью
подконтрольным благодаря чистому и ясному присутствию.

Через эту практику медитации мы обнаруживаем, что можем иметь прямой контакт с
необусловленным сущностным спектром нашей освобожденной энергии. Теперь мы
можем полагаться на наши эмоции, и реализовать безграничную полноту того, что
мы есть на самом деле.

http://praktika.narod.ru
Категория: Статьи | Добавил: Logos (24.05.2010)
Просмотров: 557
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Полезные сайты
  • Лама Олег - официальный сайт
  • Духовный мир
  • Древняя традиция Бон в современном мире
  • Буддийский центр Падмасамбхавы
  • Тибетский календарь на каждый день
  • Абхидхарма Чой
  • http://www.buddism.ru
  • Copyright MyCorp © 2018